Chelfin.ru, Челябинск,
16 октября 2009 г.
Андрей Батуркин, вице-президент Российского союза автостраховщиков: «Сборы по ОСАГО не упали, но и о прибыли речи нет» 1399 просмотров
С начала года о банкротстве объявили 16 участников рынка ОСАГО. Так стремительно страховщики еще не уходили с рынка. Урегулированием претензий клиентов компаний-банкротов занимается Российский союз автостраховщиков (РСА). Между тем резервный фонд, из которого совершаются выплаты, на исходе. По оптимистичным прогнозам, его хватит на 2010 год. О том, спасет ли рынок повышение тарифов по ОСАГО, корреспондент ChelFin.ru беседовал с вице-президентом Российского союза автостраховщиков Андреем Батуркиным.
– Андрей Николаевич, почему компании уходят с рынка?
Причиной активного банкротства страховщиков можно назвать ухудшившуюся финансовую ситуацию: резко упали объемы сборов по добровольным видам страхования. Сегодня ОСАГО – это один из немногих видов страхования, сборы по которому, несмотря на кризис, не сократились. Однако при убыточности в данном сегменте о прибыли говорить не приходится. При этом все же в большей части банкротства были преднамеренными. К сожалению, владельцы компаний не понесли наказания. Не исключаю, что через некоторое время они создадут новые страховые компании, чтобы собрать деньги и снова исчезнуть.
Для того, чтобы предотвратить мошенничество страховщиков, РСА активно работает вместе с Минэкономразвития, Минфином, ФССН и другими ведомствами над пакетом законопроектов о банкротстве финансовых организаций. С введением закона в силу у надзорных органов появятся дополнительные полномочия, необходимые для урегулирования текущих дел в компании. Зачастую после приостановления лицензии в страховой компании «пропадают» активы, документы, и к моменту лишения лицензии в компании остаются только долги. К примеру, руководители страховых компаний, недавно ушедших с рынка, – «Финист – МК» и «СО “Поддержка-Гарант”» – не предоставили в РСА все необходимые материалы для осуществления компенсационных выплат. Клиенты данных компаний вынуждены заново собирать документы. Для того, чтобы компании закрывались «корректно», с минимальными потерями для клиентов, законопроектом предполагается введение временной администрации. Когда поступают первые звоночки в ФССН о проблемах платежеспособности той или иной страховой компании, вводится институт временного управления компанией и под его контролем осуществляется деятельность. Вдобавок, ждем вступления в силу проекта закона, который введет ограничения на работу бывших директоров обанкротившихся компаний. Разработан он был три года назад, сейчас обсуждается в различных инстанциях. Данный проект может решить ряд финансовых проблем на рынке ОСАГО, он будет сильным подспорьем РСА и надзору в борьбе с недобросовестными участниками рынка.
– Какую сумму обязательств по неурегулированным делам по ОСАГО взвалили обанкротившиеся компании на плечи РСА? Какая сумма уже выплачена клиентам закрывшихся страховых компаний?
– Объемы выплат растут в геометрической прогрессии. С начала деятельности РСА выплатил за обанкротившиеся страховые компании по ОСАГО более 3 млрд рублей. Половина от этой суммы была выплачена в этом году! Настораживает, что только с июля по сентябрь текущего года по обязательствам страховщиков РСА выплатил 1 млрд рублей по делам 30 тыс. клиентов. Дело не только в том, что увеличилось число компаний, ушедших с рынка ОСАГО, увеличился и масштаб банкротов. По объему выплат в месяц мы занимаем твердое 2-е место на рынке ОСАГО. Естественно, нас крайне беспокоит такая ситуация.
– Какова достаточность резервного фонда РСА для осуществления выплат?
– Деньги при такой динамике выплат у нас закончатся к концу первого квартала 2010 года.
На такой срок хватит гарантийного фонда РСА, который создан на случай банкротства или отзыва лицензии у страховщика. У союза два резервных фонда. Второй – фонд текущих компенсационных выплат – предполагает возмещение по тем случаям в ОСАГО, когда виновник ДТП не застрахован или скрылся с места ДТП. Из этого фонда расходы идут не так интенсивно, поэтому возможно объединение фондов. Но это решит проблему достаточности средств РСА в краткосрочной перспективе и позволит продержаться следующий год.
– Что делать для того, чтобы избежать истощения фонда РСА?
– Чтобы деньги фондов РСА не закончились, должны приниматься жесткие регулятивные меры. Если не будет принят в ближайшее время закон о банкротстве страховых организаций, не будет установлена ответственность руководителей компаний, которые бросили компании и не рассчитались по обязательствам, в целом рынок ОСАГО ждут мрачные времена. Поголовные невыплаты страховых компаний, переложение ответственности на РСА, истощение фонда и невозможность выплат по ОСАГО. Тогда встанет вопрос о том, нужно ли в таком виде ОСАГО, и может ли оно вообще существовать?
– Такая ситуация возникла из-за того, что изначально был неправильный расчет процента отчислений в РСА? Из-за того, что риски были просчитаны неверно?
– Этих фондов фактически хватало на 5 лет, но в этом году финансовая ситуация резко ухудшилась – массово стали уходить страховщики, причем не мелкие компании, а компании среднего размера. Только в этом году ушли страховщики, имеющие совокупно на рынке ОСАГО 2,5%. Это очень чувствительная цифра. Необходимо пережить 2009 год безболезненно для граждан.
– Каковы прогнозы по дальнейшему сокращению участников страхового рынка?
– Компании будут уходить с рынка – в этом сомнений нет, потому что финансовая ситуация в целом на рынке плоха. Может продолжиться даже такими темпами, как сейчас. Добровольные виды страхования сегодня практически не работают, и у страховщиков нет возможности зарабатывать.
– Сейчас многие страховые компании задерживают выплаты, успеваете ли вы с таким наплывом неурегулированных дел платить вовремя?
– Стараемся. В отличие от страховых компаний, которые могут планировать объемы работы с выплатами в зависимости от количества проданных полисов и соответственно формировать штат, чтобы обслуживать застрахованных клиентов. Мы не можем спрогнозировать ни количество компаний, которые обанкротятся, ни их объем. Поэтому мы не можем формировать штат в 150 человек и в период затишья увольнять. Жалобы на задержку сроков выплат бывают, но это единичные случаи.
– Расскажите, много ли в этом году поступило жалоб на страховщиков, и чем недовольны клиенты?
– Недовольных в этом году стало в два раза больше, по сравнению с прошлым. С начала года в РСА поступило более 7 тыс. жалоб от населения на страховые компании. В основном пишут по двум причинам: первая – жалоба на затягивание сроков выплат. Понятно, что финансовая ситуация крайне плоха, и страховщики всеми правдами и неправдами оттягивают сроки выплат. Те же компании, которые принципиально не платят, РСА оштрафовал. И вторая – это недовольство суммой выплат. Но мы неоднократно говорили, что необходимо на государственном уровне принимать документы, которые введут единые стандарты оценки ущерба. А пока это остается на совести экспертов-техников, которые могут оценить ущерб одного и того же автомобиля с разницей в 2-3 раза, дискуссия между гражданами и компаниями о размере ущерба не закончится. Добавлю, что не всегда претензии клиентов были обоснованными – зачастую граждане не знали своих обязанностей и из-за недопонимания условий договора, своих обязанностей были не согласны со страховщиком.
– С марта 2009 года потерпевшие в ДТП могут обращаться за выплатой не в компанию виновника, а ту, в которой страховались. Работает ли прямое урегулирование убытков, не возникают ли сложности в расчетах между страховщиками, и часто ли клиенты обращаются в свою компанию?
– Прямое урегулирование убытков работает, расчеты идут через клиринговый центр, хотя пока небольшое количество граждан пользуется этим механизмом, все идет так, как и предполагали – постепенное вхождение населения в новую процедуру. Думаем, что по истечению года с момента запуска прямого урегулирования, программа приобретет популярность. Люди непременно увидят преимущества в обращении за выплатой в свою страховую компанию. Система гарантийных депозитов позволяет получать деньги страховщику в любом случае. На 11 октября текущего года произведено расчетов между страховыми компаниями в рамках прямого урегулирования убытков на 273,36 млн рублей
– Ожидается ли изменение тарифов по ОСАГО?
– В предложенном Минфином законопроекте, который сейчас проходит процедуру согласования в госорганах, предложено существенно увеличить размеры выплат по жизни и здоровью, а также поднять лимиты по имуществу. Естественно это должно повлечь за собой увеличение стоимости полиса ОСАГО. Сейчас проводятся актуарные расчеты, которые покажут, на какую величину необходимо будет скорректировать тариф.
Юлия ПАНОВА, специально для Chelfin.ru
Вся пресса за 16 октября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
9 июня 2025 г.

|
|
IT Channel News, 9 июня 2025 г.
«Ренессанс Жизнь» перевела продающие подразделения и сервисный контакт-центр на российскую платформу Naumen Contact Center

|
|
Известия, 9 июня 2025 г.
Черная смета: банки раскритиковали закон о маркировке звонков

|
|
Коммерсантъ, 9 июня 2025 г.
Страховщики разошлись по жизни

|
8 июня 2025 г.

|
|
IvanovoNews, 8 июня 2025 г.
В Ивановской области существенно выросло число аварийных водителей

|
|
ГТРК Нижний Новгород, 8 июня 2025 г.
Банда из 43 нижегородцев пойдет под суд за мошенничество с автостраховками

|
|
Smolnarod.ru, Смоленск, 8 июня 2025 г.
Сотрудники банка навязали смоленскому пенсионеру невыгодный договор

|
|
Коммерсантъ, 8 июня 2025 г.
В Новороссийске с виновников ДТП взыскали полмиллиона рублей за убытки городу

|
|
Sputnik Южная Осетия, 8 июня 2025 г.
Едем в Россию: что нужно знать автовладельцам Южной Осетии перед поездкой на авто

|
|
Sputnik Южная Осетия, 8 июня 2025 г.
Требование ОСАГО: водители из Южной Осетии жалуются на проверки и штрафы на границе

|
7 июня 2025 г.

|
|
РБК.Приморье, 7 июня 2025 г.
Приморье – в лидерах страны по безаварийному вождению

|
6 июня 2025 г.

|
|
Банки.ру, 6 июня 2025 г.
Страховые компании «Югория» и «Гайде» объединились. Что делать клиентам: памятка для пользователей Банки.ру

|
|
РБК (RBC.ru), 6 июня 2025 г.
Франшиза, массаж и прямые договоры: как бизнесу оптимизировать ДМС

|
|
РБК (RBC.ru), 6 июня 2025 г.
Медицинское страхование: что изменится в 2025 году

|
|
РБК (RBC.ru), 6 июня 2025 г.
Рекомендовано вылечить

|
|
РБК (RBC.ru), 6 июня 2025 г.
Unit Linked по-русски: сможет ли ДСЖ перевернуть рынок страхования жизни

|
|
Интерфакс, 6 июня 2025 г.
Страховщики рассказали, опасен ли вирус коксаки

|
|
Эксперт Online, 6 июня 2025 г.
Автокаско отъехало за новыми машинами

|
 Остальные материалы за 6 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|